Вход

Британская колонизация Сингапура

В середине прошлого века Сингапур был крупнейшим городом британской колонии Стрейтс-Сетлментс – "Поселения проливов". Сингапур довольно поздно не только получил независимость, но и вообще родился.

Оригинал записи в журнале Ljwanderer перейти.

В начале 19 века в английских торговых и колониальных кругах зрела мысль о необходимости захвата в Юго-Восточной Азии выгодной стратегической позиции и создания там порта для поддержки торговых интересов Великобритании. И наиболее активно эти настроения продвигал служащий британской Ост-Индской компании сэр Стэмфорд Раффлз.

В январе 1819 года экспедиция под руководством Раффлза высадилась на острове Сингапур. В считанные дни англичане хитростью привели к власти нового султана, после чего 6 февраля 1819 был подписан договор, который предоставил британцам торговую площадку в Сингапуре и право управлять островом. Так на свет появился современный Сингапур.

Перед приездом Раффлза, остров населяло менее 1000 человек, большинство из которых были местные малайцы, а также небольшая община китайцев. Это была почти незаселенная территория с большими возможностями развития. Англичанин увидел в острове потенциал для возведения нового порта. На остров начали заманивать на работу молодое экономически активное и трудоспособное население, которое было согласно на устанавливаемые колонизатором условия. В результате развития торговли население стало быстро прирастать, в основном купцами и наемной рабочей силой, так что к 1850 году в Сингапуре проживало уже более 60 тысяч человек.

Для вновь прибывающего населения был разработан ряд новых правил, таких как запрет рабства, закрытие игровых приютов, запрет на ношение оружия. Так же были введены налоги для воспрепятствования того, что ставший генерал-губернатором Раффлз, считал социальными пороками, такими как пьянство и курение опия.

Чтобы местное население не мешало развитию цивилизации, сразу было решено отделиться от него рекой. На одном берегу оставались ветхие лачуги, другой расчистили для строительства города будущего. Строительство это началось с дорог и казарм для солдат.

Колонизированному народу не навязывались чужой язык или культура. Была позволена и свобода вероисповедания, что было особенно важно, поскольку малайцы были в основном мусульманами. Благодаря Раффлзу были построены школы и церкви с преподаванием на родных языках. Он дал свободу миссионерской деятельности, и благодаря этому к 1827 году появились первые малайские, и одна китайская школы.

Местному бизнесу также было позволено процветать. Объединенные трудом и деловым английским языком, в городе сосуществовали представители разных религий и культур, и основная конкуренция, которую они испытывали, была конкуренция экономическая.

К 1879 году импорт Сингапура составлял свыше 56 миллионов, а экспорт более чем 49 миллионов малайских долларов. К 1880 году через Сингапур ежегодно проходило более 1,5 млн. тонн товаров. Основной коммерческой деятельностью была торговля, которая процветала без каких-либо налогов и лишь с небольшими ограничениями. Большинство торговых домов в Сингапуре были созданы основном европейскими торговыми фирмами, но было и немало основанных еврейскими, китайскими, арабскими, армянскими, американскими и индийскими торговцами. Помимо этого, много было и китайских посредников, которые вели большую часть торговли между европейскими и азиатскими торговцами. Все это время Сингапур оставался городом, где рабский труд был запрещен. Это был город торгового капитала и наемного труда.

У скоростного экономического развития была и обратная сторона – на дороге у него встала окружающая среда. Всего за несколько десятилетий природа острова была фактически уничтожена.

Прежде чем Стэмфорд Раффлз прибыл на остров в 1819 году, Сингапур был покрыт пышной зеленой растительностью. Девственные тропические леса росли обильно, с вкраплениями мангровых зарослей и пресноводных болот.

Относительно нетронутый на протяжении веков ландшафт острова начал резко меняться с развитием торговли и сельского хозяйства, проводимых британской колонизацией.

Наряду с бумом в торговле, началось культивирование товарных культур на экспорт, что рассматривалось британцами как средство привлечения капитала. Шла активная вырубка тикового дерева, как для экспорта древесины в Европу, так и для расчистки джунглей для строительства дорог и организации плантаций.

Многие из ранних иммигрантов, прибывших с Сингапур, начали работать на плантациях перца и гамбира. Они оказались наиболее экономически выгодными культурами из-за растущего спроса в красильной и кожевенной промышленности. К концу 1840-х годов в Сингапуре насчитывалось около 400 плантаций этих культур.

Выращивание гамбира оказало пагубное влияние на первобытный лес. Чтобы получить землю для плантаций, фермеры, в основном китайцы, расчищали большие лесные участки. Однако плантации гамбира могли существовать не более 20 лет, поскольку он быстро истощает почву и делает землю бесплодной для дальнейшего возделывания. Это приводило к дальнейшему обезлесению – фермеры покидали плантации и очищали новые земли для выращивания нового урожая. Помимо этого леса вырубались для обеспечения возросшего населения древесиной, топливом и древесным углем. Подсчитано, что для каждого участка земли, занятого гамбиром, вырубалась еще такая же площадь для его переработки.

К концу 19-ого века большая часть девственного леса была потеряна, удаленная девственная растительность теряется навсегда, поскольку она не может регенерироваться на очищенной земле. Со временем большая часть вычищенной земли заросла сорняком иланг-илангом от которого потом было очень трудно избавиться. Уже к 1859 году сообщалось, что около 45 000 акров земли в Сингапуре были заброшены из-за их истощенности.

Несмотря на зафиксированную еще в 1879 году в официальном геодезическом отчете мрачную картину: колоссальное уменьшение количества деревьев, неизбирательная вырубка лесов и отсутствие законодательства по их защите – колониальное правительство не стало предпринимать никаких серьезных действий, чтобы защитить лес от дальнейшего посягательства.

Поддержание лесных запасов было экономически невыгодно: прирост древесины в наспех созданных заповедниках был медленным и не приносил существенных доходов. Поэтому даже с формально имеющимся охраняемым статусом заповедниками всё больше пренебрегали, и леса продолжали вырубаться.

Заповедные земли расчищались и приносились в жертву военным целям – как с началом Первой мировой произошло с заповедниками Сембаванг и Мандай, так и аграрному бизнесу – как в 1927 году произошло с землями заповедников Селетар, Чанги, Пандан и Букит Тимах, которые стали использоваться для выращивания овощей.

Сохранившийся до наших дней заповедник Букит Тимах был восстановлен в своем статусе в 1930 году в целях сохранения «живописной красоты и ботанических интересов» - тогда он составлял всего около 70 гектаров лесных угодий. К 1936 году, когда правительство приняло решение снять статус охраны со всех других лесных заповедников, назвав усилия по облесению «неоправданными», Букит Тимах стал единственным лесным заповедником Сингапура.

Сегодня заповедник Букит Тимах находится в 12 километрах от Делового центра Сингапура и занимает чуть более полутора квадратных километра, а все национальные парки и заповедники в Сингапуре защищены Законом о парках и деревьях.

Не лучше складывалась ситуация и с водными ресурсами. Протекающая через Сингапур одноименная река была важна для роста и развития острова как центра торговли и коммерции. Суда по ней перевозили грузы, на ее берегу возводились склады, верфи, заводы и жилые дома. Сочетание интенсивного движения воды и быстрого развития города вскоре привело к загрязнению реки.

Еще в 1822 году специально созданный комитет сообщил, что из-за строительства причалов вокруг устья реки Сингапур скопилось большое количество ила, что привело к усложнению навигации. Но ил был не единственным загрязнителем в реке Сингапур. Мусор, промышленные отходы, сточные воды, а также нефть с курсирующих по воде судов, постоянно попадали в реку. Река Сингапур быстро превратилась в выгребную яму и постоянно испускала зловонный запах.

Интересно, что водные пути были настолько загрязнены, что стали естественным средством против малярии, которая тогда была распространенным заболеванием в Сингапуре. В 1847 году хирург доктор Роберт Литтл заметил, что люди, живущие вдоль каналов, не заражаются малярией, несмотря на негигиеничные условия жизни. Исследование воды показало, что неприятный запах источал сероводородный газ, и именно он был причиной гибели малярийных микробов в этом районе.

Несмотря на теорию доктора Литтла, загрязненные воды реки Сингапур стали источником инфекционных заболеваний и угрозой для здоровья населения. В 1886 году доктор Гилмор Эллис, исполняющий обязанности санитарного врача, связал распространенность диареи и холеры с «отравлением экскрементами и грязью», возникающими из-за отсутствия системы водосбора, из-за последующего накопления и гниения сточных вод в реке.

В течение следующих десятилетий были созданы различные комитеты, такие как Сингапурская речная комиссия в 1898 году и Сингапурская рабочая группа по реке в 1954 году, для изучения проблемы загрязнение реки Сингапур, и каждый из них дал рекомендации о том, как очистить реку. Однако большинство рекомендаций так и не были выполнены из-за высокой стоимости необходимых работ. Дноуглубительные работы стали проводиться регулярно, но неэффективно, так как не могло предотвратить сброс в воду отходов. Загрязнение продолжало преследовать реку вплоть до середины 20-го века.

Невосполнимую утрату понесла и островная фауна. До начала 19 века в Сингапуре водились слоны и тигры. Обитали они в основном они в лесных районах. Но и они воспрепятствовали экономическому развитию. Потеряв естественный источник добычи и защиту в виде густого лесного покрова, тигры вышли на плантации и стали нападать на рабочих. Когда от этого стал страдать каучуковый бизнес, правительство предложило награды за поимку тигров, что побудило многих попытаться выследить и поймать хищников. Спортивная охота и торговля дикими животными также способствовали быстрому истощению фауны. Последний дикий тигр был застрелен в Сингапуре в 1930 году в деревне Чоа Чу Канг.

Таким образом, уже к концу 19-го века большая часть первичных лесов в Сингапуре была очищена для плантаций и растущего населения-мигрантов, реки были в ужасающем состоянии, а дикая фауна почти целиком уничтожена. Ценой истощения природы Сингапур поднялся за счет сельского хозяйства, стал центральным рынком для малазийской сельскохозяйственной продукции, а также – портом для транспортировки ее в другие страны. Так было положено начало превращения маленького острова Сингапур в одну из самых развитых стран мира.

Из-за ущерба, нанесенного природе, на сельскохозяйственный сектор Сингапуру в будущем надеяться было нельзя. Но остров, который являлся частью британской колонии Стрейтс-Сетлментс, все же был портом и центром международной торговли. Британское правительство видело главный смысл существования Стрейтс-Сетлментс в обеспечении контроля над морскими путями в Юго-Восточную Азию и Китай. Переход к политике свободной торговли, ограничение торговой деятельности монопольной Британской Ост-Индской и передача управления непосредственно британской короне компании, способствовали подъёму торговли и возрастанию в ней роли частных предпринимателей. Выгодное географическое положение и гибкая торговая политика, а также сохранение статуса «свободного порта» обеспечили быстрый рост Сингапура.

Когда основатель современного Сингапура Стэмфорд Раффлз впервые прибыл на остров в 1819 году, чтобы создать торговый пост для Британской Ост-Индской компании, одним из первых его дел стало гидрографическое обследования порта, в результате чего первая карта Сингапурской гавани была выпущена Ост-Индской компанией уже в 1820 году. Сингапурский пролив стал основным судоходным каналом между Индийским океаном и Южно-Китайским морем, в последующие годы Адмиралтейством было выпущено еще больше карт, чтобы максимально обезопасить морские перевозки, а в 1851 году на морском острове Педра-Бранка начал работу первый маяк – в Horsburgh Lighthouse.


Раффлс сделал Сингапур свободным портом, где портовские сборы, обычно уплачиваемые городу, не взимались. Суда со всего мира могли свободно приходить в Сингапур с товарами, лишь на некоторые из которых налагались таможенные пошлины: табак, опиум, алкоголь и нефть.
Такая политика в сочетании со стратегическим географическим положением Сингапура, лежащим на морском пути между Индией и Китаем, и таким образом, легкодоступным для судов и джонок со всего региона, и наличием естественной глубоководной гавани, привлекали множество торговых судов. Всего за пять лет с момента своего создания порт Сингапура уже приобрел региональное значение.
К середине 1800-х годов в порт стали заходить пароходы, использующие уголь, и Сингапур превратился в одну из главных угольных станций. Уголь завозился для хранения на складах на реке Сингапур, а затем доставлялся пароходы баржами. Это приводило к скоплению судов на реке, в результате порт начал расширяться, для этого была выбрана глубоководная гавань Нью-Харбор.
Вокруг Нью-Харбора открылись верфи, склады, были построены сухие доки. Увеличение территории порта и доступности причалов привело к увеличению судоходных компаний, организовывающих регулярные пароходные перевозки, грузопоток быстро увеличился.
Когда в 1869 году открылся Суэцкий канал, путь из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно был сокращен примерно на треть, поскольку судам больше не нужно было обходить африканский континент через мыс Доброй Надежды. Поэтому во второй половине 1800-х годов число пароходов, прибывших в Сингапур для ремонта, дозаправки, а также погрузки и разгрузки груза, резко возросло.
Строительство новых дорог помогло решить проблему заторов, в результате увеличился объем грузов и ускорилась их доставка по суше, а использование техники, еще больше облегчило процесс транспортировки, ускорило грузооборот, а также увеличило количество людей, занятых в этом процессе, зарабатывающих на этом деньги и вкладывающих их в новые коммерческие предприятия.


Историю успеха развития Стрейтс-Сетлментс, проиллюстрирует рассказ о том, как можно было стать богатым в Сингапуре.
Вот, например, рассказ об основателях компании Behn, Meyer & Co, история которой восходит к 1840 году, когда трое молодых людей из Гамбурга не лишенные денег и связей – Теодор Август Бен, и братья Валентин Лоренц Мейер и Арнольд Отто Мейер, основали в Сингапуре компанию, торгующую тропическими продуктами, такими как кокосовое масло, перец, камфора и ротанг. В скором времени компаньоны рискнули заняться перевозкой и страховкой этих грузов. В то время европейцы не задерживались в Сингапуре надолго – они основывали фирмы, получив прибыль, оставляли укоренившееся дело на грамотных управляющих, а сами двигались дальше. Вот так и младший из братьев Арнольд Мейер впоследствии вернулся в Германию и основал в Гамбурге компанию Arnold Otto Meyer Co.
Арендовав склад, фирма начинала свою деятельность в качестве комиссионного агента, организующего торговлю между Востоком и Германией, и оказалась успешна в своих начинаниях. Через несколько лет были приобретены пароходы. Фирма увеличила оборот и стала торговать широким ассортиментом товаров: от всякого рода промышленных и продуктовых, до экзотических, вроде рогов буйвола. Кроме того, компании стала занимался доставкой мусульманских паломников в Мекку. В течение второй половины 19-го века деловые интересы компании расширились, и включили в себя страхование, фрахтование судов и прибрежные перевозки. В 1906 году торговая компания Behn, Meyer & Co. стала обществом с ограниченной ответственностью, контроль над которой перешел из Сингапура в Гамбург, фактически она была преобразована в английскую компанию, акции которой принадлежали исключительно партнерам Арнольда Отто Мейера.
И таких агентств по перевозке в Сингапуре было много.
Для приема и складирования, последующей продажи и отправки груза существовали торговые дома. Товарами, закупаемыми в Индии, среди которых были не только пряности, управлял Индийский торговый дом. А японскими товарами – японские торговые фирмы.
Процессу транспортировки требовалось все больше транспортных средств, а значит эти средства нуждались в техническом обслуживании. Так появились инженерные фирмы по ремонту электродвигателей. При сооружении причалов, доков, ангаров, водонапорных башен, мостов требовались металлические конструкции, и вот в Сингапуре появились такие производства. Строительство зданий требовало много кирпичей – появились кирпичные заводы.
Развивались заготовка и производство пиломатериалов, как мы уже видели – без всяких комиссий по охране лесов. Строительные фирмы, как и другие производства, росли и объединялись в синдикаты.
Для крупного транзитного порта требовались судоремонтная и судостроительная промышленность.
Но больше всего денег и влияния в Сингапуре приносило опиумное производство. Доходы от него на 1908 год составляли 5-6 миллионов долларов, что равнялось половине всех доходов колонии. Не удивительно, что колониальная администрация не мешала развитию бизнеса. "Китайцев не изменишь, им нужен опий," - оправдывалась Британская колониальная администрация. Ее функции ограничивались распределением лицензий на производство и продажу опия, строго следя за контролем чистоты и надежности продукта.
Производство опиума и алкогольных напитков в Пенанге существовало в виде монопольного синдиката, который держали 16 выдающихся китайских бизнесменов.


Один из типичных опиумных магнатов – господин Хок. Получив хорошее образование в Пенанге (штат Малазии), он сначала тяжко трудился в отделении британского банка. Получив представление о финансах, он поехал учиться опиумному бизнесу в Калькутту. В 1889 он приехал в Сингапур и занялся опиумным делом. Как и все китайцы, он "не держал яйца в одной корзине", другим прибыльным делом оказались поставки рабочей силы, которую здесь называли «кули».
По европейскому манеру, чтобы стать по-настоящему уважаемым человеком, важно было заняться социальными вопросами. Поэтому разбогатев господин Хок принял участие в деятельности Медицинской школы, став членом управляющего Комитета. Не чуждо господину Хоку оказалось и искусство, он стал почетным членом Лондонского Общества Искусств.

В Сингапуре было множество возможностей разбогатеть, даже не владея шахтами, опиумными или фруктовыми плантациями. В начале века там установилась власть промышленно-финансового капитала.
Все, как в учебниках: благодаря торговым посредникам, располагающим специализированными помещениями и оборудованием, овладевшим техникой торговых операций, получающим информацию о состоянии дел на товарных рынках, происходило ускорение оборота капитала и расширялись возможности его накопления. Производственный капитал концентрировался, монополизировался, сращивался с банковским, образуя финансовый капитал, к нему постепенно и перешла власть в Сингапуре.
Так как Сингапур был британской колонией, изначально там правил именно британский капитал, но не он один. С 1820-х годов на острове начали свою деятельность первые, а же в середине 19 века Сингапур стал банковским центром, где ускоренно вращался международный капитал, принося немыслимые прибыли своим владельцам.


С самого начала на острове доминировали иностранные банки. В 1840 году Юнион Банк в Калькутте (Union Bank of Calcutta) стал первым банком, предлагавшим свои услуги в этой британской колонии, затем появились British Charted Bank of India, Australia and China, Honkong and Shaghai Corporation (современное название - HSBC), французский Banque de l'Indo-Chine и немецкий Deitsche Asiatische Bank.
За ними последовали другие иностранные банки: Mercantile Bank, The Chartered Bank (нынешний Standard Chartered Bank), Hong Kong & Shanghai Bank, Nederlandsche Handel-Maatschappij (нынешний ABN Amro Bank), Banque de L’Indochine.
Банковская деятельность требовала связи с миром, и тогда в Малую Азию протянули подводный кабель, соединив не только Индию с Англией, но и сначала Сингапур с Мадрасом, а позже и с Сайгоном, Гонконгом, Китаем, Явой и Австралийскими колониями. 4 января 1871 года была впервые была установлена кабельная связь между Сингапуром и Лондоном.
В каждом банковском филиале в Азии был свой компрадор, который выполнял роль посредника между банком и местным бизнесом. Компрадор привлекал клиентов в банк, зарабатывая на комиссионных.
Очевидно, что в Сингапуре богатели не только европейцы, китайцы и малайцам тоже хотелось иметь свои надежные банки. Так в 1903 году появился первый местный банк - Kwong Yik Bank.
Однако, при всем разнообразии банков, командовал ими один, Charted Bank. Несмотря на то, что это был частный коммерческий банк, действовал он, как Центральный, потому что он был британским банком, а Сингапур – был частью британской колонии. Когда британский банк хотел изменить процентные ставки или обменный курс, он давал указания всем банкам, а они должны были это указание выполнять. Когда однажды управляющий одного из банков возмутился тем, что нарушаются его интересы, управляющий британского банка ответил: "Не забывайте, что это –британская колония!"

Надо сказать, что все эти уважаемые люди, разбогатевшие в Сингапуре и участвующие в международном бизнесе, не хотели и не могли сидеть в своих удаленных поместьях, им было необходимо жить в центре событий, чутко отслеживая состояние мирового рынка и управляя своими финансами. Шахты и плантации оставались где-то в Малайе, а господа открывали головные офисы в Сингапуре. Сингапур стал тем же, что Москва – для своих окраин: добывающее производство – в Сибири, но судьба произведенного товара решается в Москве, и деньги остаются там же.
Сингапур стал городом среднего класса, где бурлила жизнь не только в порту и на рынках – богатые люди нуждались в досуге.
Они строили шикарные клубы, организовывали спортивные состязания: крикет, охота, скачки были любимым занятием не только мужчин, но и женщин. Например, существовал Женский стрелковый клуб.
А были и чисто мужские заведения. Сингапурский клуб, основанный в 1861 году, был исключительно европейским мужским клубом. В него входили только белые люди, представители элиты общества, преимущественно европейские магнаты и высшие государственные служащие Великобритании. Попасть туда было сложно, требовалось поручительство двоих членов клуба. Поскольку членство в клубе было привилегией, оно означало вступление в небольшой класс колониальной аристократии.
По описаниям в прессе клуб был роскошным заведением: полы были выложены мраморной плиткой Tampines, изготовленной на острове Сингапур, электрические светильники сделаны из латуни. Клубный бар был длиной 200 футов, выходил на Фуллертон-роуд и его посетители обычно наслаждались восхитительным морским бризом. Из бара открывался вход в читальный зал и библиотеку, а также – в три небольших карточных зала. Поразительным достижением того времени была огромная бильярдная с шестью столами, также существовала просторная столовая, рассчитанная на 200 человек.
В помещениях клуба на третьем и четвертом этажах было более 30 спален, при этом большинство комнат имели вид на гавань.
Существовало и множество национальных неформальных клубов. Одним из таких был Тевтонский клуб, членство в котором было открыто для немцев и немецкоязычных людей. Это было рекреационный и социальный центр европейского сообщества. Боулинг, музыкальные мероприятия, пиво и колбасы были одними из его главных достопримечательностей. Для таких клубов строились роскошные здания с самыми рейтинговыми ресторанами, шикарными концертными и спортивными площадками.

Тем временем, в отличие от многих других колоний, где широко использовался рабский труд, в Сингапуре в связи с низкими налогами, правительству не хватало денег для пополнения бюджета и выполнения строительных и муниципальных работ. Решение нашлось: отсутствие рабов было решено компенсировать, используя труд заключенных.
18 апреля 1825 года первая партия осужденных была вывезена из Индии в Сингапур. Судя по сообщениям, приведенным в газетах того дня, в это время к осужденным относились с большой снисходительностью, если они доказали хорошее поведение, и после окончания работы им разрешалось работать слугами у сингапурцев, которые в условиях нехватки рабочей силы были рады получить и такую и даже готовы были оплачивать услуги.
Заключенные направлялись на тяжелые работы, занимаясь: засыпкой заболоченной земли возле города и обустройством земельных участков под застройку. Они также взрывали скалы в устье реки Сингапур, на месте которой впоследствии был построен форт; большая часть этого камня также использовалась при строительстве.
Практически все большие стройки до конца 1850-х годов: правительственные здания, церкви, больницы и дома в изящном колониальном стиле – появились в Сингапуре, благодаря принудительному труду. С 1858 года для выполнения большинства земляных работ уже был задействован наемный китайский труд, но осужденные по-прежнему использовались для строительства порта, укрепления береговой линии и строительстве набережных, вовзведения разводного моста, рытья глубоких колодцев. Для уменьшения затрат кирпич, большая часть извести и цемента также производились заключенными в правительственных печах на Серангун-роуд.
Попытки использования свободного труда были предприняты для морских и речных дноуглубительных работ, но и в этом случае работа осужденных была признана более подходящей.

С просвещением в Сингапуре было сначала тяжело. Раффлз также планировал построить Институт, а при нем – библиотеку и музей, и основал для этого фонд. Однако последующая администрация осталась равнодушной к этому начинанию, детей элиты просто посылали учиться в Европу, а школы правительством не строились.
Школьное дело сдвинулось, благодаря миссионеру, преподобному Дарра. Сингапурская свободная школа Singapore Free School была официально открыта 1 августа 1834 года с первоначальным набором всего 46 мальчиков, обучение в ней велось на английском языке. Впоследствии казалось, что все местные богачи оказались выпускниками этой школы. Обучение же на двух языках зависело только от благотворителей китайской, малайской и тамильской диаспор.
Но понятно, что все это – школы, библиотеки, были доступны только британцам и небольшой группе местной элиты. Накопление средств в финансовой сфере приводило к агрегированию богатства в «верхнем слое» общества, лишь незначительная часть населения, проживающая в Сингапуре, могла разделить прибыль, получаемую на фондовой бирже и в коммерческих банках.
Сингапур мало был похож на бедный город, хотя в нем было множество тяжело работающих бедных людей, мечтающих поймать удачу и разбогатеть. Это был город предприимчивых.  А проживающие в нем деловые люди представляли не столько свои национальные диаспоры, сколько интересы международных корпораций. И меньше всего их интересовали проблемы бедности и социального неравенства, недостатка школ и больниц в малайской провинции.

Постоянный приток рабочей силы способствовал удержанию низких цены на труд, неграмтность рабочих мигрантов обеспечивала покорность и тормозила проникновение опасных бунтарских идей. Все эти факторы будут иметь решающее значение при отделении от Малайи. А пока интересы капитала защищала построенная британцами мощная военно-морская база.
Сингапур был воротами Британии в Тихий океан. Тот, кто контролировал Сингапур, контролировал Малаккский пролив. И тот, кто контролировал Малаккский пролив, получал возможность отслеживать все морские перевозки между Европой и Китаем, не говоря уже о защите Австралии и Новой Зеландии.
Была еще одна причина держаться за эту колонию. После Первой мировой войны Великобритания имела огромную задолженность перед Соединенными Штатами, и торговый дефицит по отношению к остальному миру. Получение доходов в ходе колониальной торговли позволяло Великобритании оплачивать долги.
Кроме того, Британская Малайя имела огромный торговый профицит с США, потому что она экспортировала большое количество сырья в США и очень мало импортировала из США. Например, в 1922 году британские интересы контролировали около 75% производства каучука, а Соединенные Штаты потребляли около 75% произведенного каучука.
Без долларовой выручки от экспорта малайского сырья в США, которому способствовали британские предприятия, базирующиеся в Сингапуре, Великобритании было бы очень трудно поддерживать свой платежный баланс и силу британского стерлинга. Из-за такой высокой значимости, после Первой мировой войны Сингапур стали называть «долларовым арсеналом» Британской империи. Но вскоре пришла Вторая мировая война: вторжение японцев и последующая оккупация, изменили Сингапур до неузнаваемости.

Ljwanderer

  2020. Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл No ФС77-59858 от 17 ноября 2014 выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор).

Техподдержка сайта den.zavtra@yandex.ru

Поддержать канал