Вход

Колониальная экспансия Запада и расширение России

Многие западники пишут, что, мол, нет разницы между колониальной экспансией Запада и расширением России. На самом деле, есть принципиальная разница между экспансией западного капитализма и расширением российского социума - единственного в мире с преобладанием некапиталистических форм хозяйства и крестьянской общины, который стабильно рос на протяжении 500 лет.

Аборигены и их ресурсы, в первую очередь земля, являлись для западного капитализма как бы ничейными (terra nullius). Сами аборигены рассматривались как элемент окружающей среды, а не люди. Поэтому западный капитализм аборигенов уничтожал или депортировал, или превращал в рабов и схожие виды принудительно эксплуатируемой рабочей силы, а их ресурсы забирал себе, для последующего капиталистического освоения, ставящего единственной целью - извлечение прибыли. Ограничусь только кратким американским примером. Индейцы в английских колониях в Америке, а затем в США (до 1920-х), не считались подданными или гражданами. Соединенные Штаты были, по сути, созданы геноцидом индейцев – очисткой пространств американского континента от коренного населения и его последующим освоением уже на чисто капиталистических основах. Собственно, некоторое препятствование этому геноциду и переселению колонистов на запад (от Аллеганских гор) со стороны британской короны, и явилось главной причиной американской революции.

По мере продвижения колонистов-англосаксов у коренного населения последовательно отнимали землю. Одним из первых деяний независимых США была депортация шести племен ирокезского союза в места вымирания, где за несколько десятилетий их число сократилось на 90%. Можно вспомнить акты Конгресса от 1825 и 1830 г. (Indian Removal Act), согласно которым индейцев Атлантического побережья и районов к востоку от Миссисипи депортировали на запад по пути, получившем, из-за огромного количества жертв, название Дорога Слез. В том числе депортировали и так называемые "цивилизованные племена", которые перешли уже на ведение интенсивного сельского хозяйства, имели школы, издавали газеты и т.д. Это обернулось 40 крупными военными кампаниями американского правительства, сопровождавшимися этническими чистками. На юге США земли депортированных или уничтоженных индейцев переходили под "передовое" плантационное хозяйство, основанное на рабском труде. Предоставленная депортированным племенам т.н. "индейская территория" также была местом их вымирания в условиях скученности и непривычной среды обитания, и уже через 30-40 лет эта земля стала раздаваться белым колонистам. Применение в отношении индейцев обмана и насилия не считалось зазорным в американском обществе; на них не распространялось действие законов. Из 800 договоров, заключенных американским правительством с индейскими племенами, три четверти из них было нарушено американским правительством.

Геноцид перешел в решающую фазу после гражданской войны. Строительство трансконтинентальных железных дорог в США сочеталось с масштабным присвоением индейских земель в прериях. С 1867 по 1883 г. были уничтожены около 14 млн бизонов, иногда из туш вырезали только языки, чаще убивали лишь забавы ради. Этот садистический аттракцион имел геноцидальную подоплеку. Для индейцев прерий наступили очень плохие времена — бизоны были их основным продовольственным ресурсом. Поднявшиеся на борьбу сиу были в массе своей истреблены. Уцелевшие депортировались в резервации. В 1860-90-х гг земля, еще принадлежавшая индейцам на западе континента, была поделена на квадратики и перешла в распоряжение колонистов-фермеров, после чего немедленно начался процесс укрупнения земельной собственности. Мелкотоварные хозяйства разорялись и через руки банков попадали во владение крупных капиталистических bonanza farms. Самые миролюбивые безобидные племена, как например индейцы Калифорнии, застрявшие в каменном веке, подвергались еще более быстрому уничтожению, чем племена воинственные. Так севернокалифорнийское племя яхи численностью около 2 тыс. человек перестало существовать уже после четырех рейдов вооруженных колонистов-англосаксов, осуществленных в 1865–1868 гг.

К концу 19 века вопрос американского коренного населения был окончательно решен. Индейцев, запертых в резервации, осталось всего около 220 тысяч из 4-15 млн, ранее заселявших территорию, относящуюся к США.

Российское государство, несмотря на свое расширение и случавшиеся вооруженные столкновения с какими-то племенами, никогда не прибегало к таким методам. Все туземные племена и народности, оказавшиеся на огромных пространствах под его властью, как вели скотоводческое, земледельческое или присваивающее хозяйство, так и остались со своими землями, со своими угодьями, со своими традиционными системами хозяйствования и местной власти. Российское же правительство, в отличие от американского и прочих западных, всегда выступало охранительной силой по отношению к малым туземным народностям. Еще великокняжеский указ от 1545 г. возбранял пришлым людям селиться на землях самоедов (ненцев) без их разрешения. Хотя в конце 19, начале 20 вв. эта охранительная политика нередко мешало переселениям на окраины русских крестьян из страдавшего аграрным перенаселением центра страны, и способствовало усилению антиправительственных настроений.

«Общеизвестный факт, — писал более ста лет назад немецкий ученый Виденфельд в книге “Die sibirische Bahn in ihrer wirtschaflichen Bedeutung”, — наблюдаемый между прочим в Сибири, что Россия в своих азиатских владениях бережно относится к имущественным правам туземных племен и относится к ним совершенно так же, как к своим подданным русского происхождения; о такой политике по отношению к туземному населению, какая наблюдается в колониях других государств, здесь не может быть и речи.» В России, как жили ненцы, манси, ханты, якуты, буряты, хакасы, нанайцы и т.д в своих привычных местах обитания, так и остались. За 250 лет после присоединения Сибири к России численность бурят увеличилась в 10,6 раза, якутов — в 7,9, алтае-саянских народов — в 6,5 раза... Обсосанные русофобами случаи переселения кавказских родов с гор (с их скудной средой обитания) на равнину имели целью искоренение причины набеговой активности и приводили только к улучшению для них хозяйственных условий. Поэтому даже и на российском Кавказе происходило прямо противоположное тому, что повсеместно наблюдалось в колониальных владениях западных держав... А после установления советской власти малые народы получили свои автономные республики, свои школы, университеты, свою национальную интеллигенцию и так далее.


Российское государство выступало охранительной силой по отношению к малым туземным народностям. А на огромных пространствах страны могли случаться разные эксцессы со стороны частных лиц и предприятий по отношению к малым туземным народностям. Но они всегда пресекались, когда государство устанавливало твердую власть и могло контролировать процессы.

Ительменов объясачили. Хабаров (который действовал, в общем, тогда абсолютно независимо от правительства) был в военных столкновениях с даурами. Но переселение дауров на юг было предпринято маньчжурской династией Цин.

Да, крайне немногочисленным этническим группам Сибири было нелегко по-любому при столкновении с цивилизацией; некоторые из них уменьшались в числе поглощались более крупными этническими группами и до прихода русских. (Присваивающее хозяйство определяло жестокую борьбу за охотничьи угодья и, кстати, могли обеспечить только низкую плотность населения). Этническая карта Сибири и Приуралья ко времени прихода русских на рубеже 16 и 17 вв. уже сильно отличалась от этнической карты Сибири 9-10 веков. Якуты и ненцы двигались с юга, первые ассимилировали и вытесняли эвенков, вторые - печору. Исчезли еще до прихода русских первопроходцев - племена, которые назывались югрой, видимо были ассимилированы ненцами, ханты и манси. Енисейские народы и к моменту прихода русских были крайне малочисленными, насчитывая по несколько сотен человек.

Теперь насчет английского, испанского, португальского, голландского, немецкого колониального прошлого. Плохо вы его знаете. Потому что ваша задача собирать только обвинения против русских.

Европа - кладбище народов. Истребление и ассимиляция покоренных народов были фирменным почерком Западного мира. В Средние века Европа вступила с большим этническим многообразием, к Новому времени от него мало что осталось. Западный романо-германский мир истреблял и принудительно ассимилировал коренные народы, в том числе и такие крупные как британские кельты, кельты Арморики, славяне Эльбы и Одера (коих до начала Тридцатилетней войны ещё насчитывалось 6-7 млн). В европейский мартиролог входят провансальцы (окситанцы), ставшие жертвами альбигойских походов, славяне Паннонии, Карантании, Трансильвании, Померании, мориски и марраны, пруссы и другие балтские племена, ливы, пикты.

Карательная операция англичан в Ирландии середины 17 века - согласно подсчетам знаменитого английского экономиста Уильяма Петти: "Ирландцев погибло и было уничтожено в результате действия меча, чумы, голода и нужды, изгнания за период между 23 октября 1641 г. и тем же самым днем 1652 г. - 504 тысячи." По другим данным погибло 616 тыс. ирландцев, почти половина населения острова. После этого земли уничтоженных и изгнанных ирландцев были переданы английским колонистам. В 1840-х английское правительство станет почти безучастным свидетелем великого ирландского голода, порожденного политикой обезземеливания, чисток и эксплуатации, проводимой английским правящим классом по отношении к ирландцам на протяжении предшествующих трех столетий. Погибнет еще 1,5 млн человек и еще больше сбежит за океаны (в насторящее время население Ирландии меньше, чем до 1840х гг.).

За полтора века после прихода западных колонизаторов (испанских, португальских, англйиских) индейское население Америки сократилось с 75 млн. до 9 млн. чел. (Zeiten und Menschen. Paderborn: Schoeningh, 2011 )

На каждого раба, доставленного из Африки в Новый свет - а их было 12 миллионов - приходилось по 3-4 погибших при отлове и транспортировке. Африке развитие западного капитализма обойдется в демографические потери порядка 40 млн. чел, три века подряд население этого континента сокращалось.

Разные виды ограбления индийского населения британской Ост-Индской компанией привели к голоду 1769-1773 гг., во время которого погибло около трети жителей Бенгалии, от 7 до 10 млн. чел., о чем сообщает и энциклопедия "Британника" 1911 г.

Вспышки массового голода на пространствах Индии стали постоянными спутниками британского правления в этой стране. Так в 1876-1900 гг. его жертвами было около 26 млн чел. Зато из Индии были в Англию выкачаны средства в 6,1 млрд. фунт. стерл.(1834 - 1899), что в пересчете на нынешние деньги около 7 трлн долл

Почти на 50 млн сократилось число китайцев вследствие хаоса, наступившего в ходе проведенных Англией Опиумных войн.

На 90% были уничтожены коренные австралийцы (и этот геноцид продолжался до начала 20 века).

Немецкими колонизаторами в Африке были практически полностью уничтожены народности герреро и готтентоты, под 200 тысяч человек.

До половины населения бельгийского и французского Конго, около 10 млн чел., погибло, став жертвой большого каучукового бизнеса и тяжелых повинностей - самая крупная страна Африки была превращена в огромный концлагерь со жесточайшими наказаниями для тех, кто не приносил достаточного дохода колонизаторам.

После прихода французских колонизаторов населения Алжира только с 1830 по 1872 гг. сократилось на 875 тысяч человек, с 3 млн. до 2 млн. 125 тыс. Голод был результатом политики конфискации и приватизации земель у местных арабских общин.

И это только небольшая часть преступлений Запада в колониях, которые стали источником его благополучия.


Sir Roderick Murchison about The Russian Empire

Сэр Родерик Импей Мерчисон, видный британский геолог, широко путешествовал по всей России. Он выступил на крупной встрече в Гайд-парке, Лондон, против того, чтобы Великобритания вступила в Крымскую (восточную) войну со следующим:

Даже когда Россия расширяет свои владения на граничащие территории, она дает своим новым колониям больше, чем она отнимает от них, в отличие от других мировых колониальных держав. Это не происходит потому, что Россией управляет конкретная филантропия, ничего подобного. Первоначальные стремления всех империй едва ли отличаются друг от друга, но все чудесным образом меняется, когда вступает русский человек.

Восточнославянские моральные ценности сформировались еще в дохристианские времена и не давали русскому человеку нарушать чужую душу или имущество, когда они не принадлежат им по праву. Из своего глубоко укоренившегося неуклонного сострадания он больше склонен отдать свою последнюю рубашку, чем взять у кого-то одну. Поэтому, какими бы успешными и победоносными не были российские вооружения, Россия всегда теряет, насколько выгодны выигрыши.

При нескольких тщательных исследованиях можно легко обнаружить, что побежденные или под российским патронажем обычно побеждают в конце концов: они сохраняют свой образ жизни и священные институты, несмотря на очевидную недостаточность для любого прогресса, а также приобретают финансово и в целом стать более цивилизованным.

Случаи Эстланда и Северного Кавказа примерны. На протяжении веков народы этих регионов презирались и нарушали соседи, но заняли почетное место среди народов Российской империи и достигли беспрецедентного процветания. Условия жизни народов России, собственное население метрополя, совсем не улучшились. Последнее кажется нам парадоксальным, но такова реальность, и она, несомненно, основана на особом характере русской нравственности.


Sir Roderick Impey Murchison, a prominent British geologist, traveled extensively throughout Russia. He addressed a large meeting at Hyde Park, London, against Great Britain entering The Crimean (Eastern) War with the following:

Even when Russia extends its possessions into bordering territories, it gives its new colonies more than it takes from them, unlike other world colonial powers. This doesn’t happen because Russia is governed by a particular philanthropy, nothing of the sort. Initial aspirations of all empires are hardly different from each other, but everything changes miraculously a when a Russian person comes in.

Eastern Slavonic moral values formed way back in pre-Christian times and kept a Russian person from violating another’s soul or property when they don’t rightfully belong to them. Out of his deeply rooted unrelenting compassion, he is more inclined to give his last shirt than to take one from someone. Therefore, no matter how successful and victorious Russian arms are, Russia always loses as far as profitable gains go.

Upon somewhat thorough research, one can easily discover that those defeated or under Russian patronage would usually win in the end: they keep their way of life and sacred institutions intact, in spite of their obvious insufficiency for any kind of progress, and they also gain financially and become more civilized overall.

The cases of Estland and Northern Caucasus are exemplary. For centuries, the peoples of these regions had been despised and violated by their neighbors, but took an honorable place among the nations of the Russian Empire and reached unparalleled prosperity. The life conditions of peoples of Russia, the metropole’s own population, didn’t improve at all. The latter seems paradoxical to us, but such is the reality, and it is undoubtedly based on the special nature of Russian morality.

Historical background:

Sir Roderick Impey Murchison was born in Tarradale, Ross-shire, Scotland, February 19, 1792. After attending Durham Latin School, he went to the military college at Great Marlow, and was then commissioned as an army officer in 1807. In 1808 he participated in the military campaign with Wellesley in Galicia. After the battle of Waterloo, he left military and settled in England in 1818.

Murchison joined the Geological Society of London in 1826. He systematically studied the Early Paleozoic rocks in England and Wales and established the Silurian system.

In 1841, based on his later research in Russia, Murchison established additional Paleozoic period he named Permian. In 1844 he compared his research data of the Russian Ural to the geological survey of Australia and projected possibility of gold being discoved there.

In 1855 Murchison was appointed director-general of the British Geological Survey and director of the Royal School of Mines and the Museum of Practical Geology. He was one of the founding members and had presided over the Geological Society, the Geographical Society, and the British Association for the Advancement of Science.

He was knighted in 1846 and was made a baronet in 1866.

Among Murchison’s many honors from British and foreign institutions was the Wollaston Medal, the highest award of the Geological Society. Under his will, the Murchison Medal and The Murchison Fund were established to be awarded annually by the council of the Geological Society in London.

The Murchison crater on the Moon and at least fifteen geographical locations on Earth are named after him.

A memorial tablet of Murchison was installed on 3 November 2005, in front of School #9 in Perm, Russia. It consists of a stone base, irregular in form, about 2 meters long, and bearing a dark stone plate with the Russian inscription:

To Roderick Impey Murchison, Scottish geologist, explorer of Perm Krai, who gives to the last period of Paleozoic era the name of Perm.

In 2009, the Ural-Scottish Society erected a memorial to Murchison on the banks of the Chusovaya River.

Александр Тюрин

  2020. Все права защищены.

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл No ФС77-59858 от 17 ноября 2014 выдано Федеральной службой
по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор).

Техподдержка сайта den.zavtra@yandex.ru

Поддержать канал